Закупки малого объема по 44-ФЗ: понятие, ограничения, порядок и особенности
Закупка малого объема, также называемая закупкой y единственного поставщика – представляется методом сотрудничества с поставщиком, допускающим совершать закупки на небольшие суммы без конкурентных торгов. Цена такого контракта не составляет превыше 100 тыс. рублей (в отдельных случаях до 400 тыс.). Данный контракт совершается без формальной процедуры, однако требует соблюдения ряда законодательных уставов.
Малые закупки до 100 тыс. рублей
Каждое отдельное муниципальное и федеральное учреждение способно по праву на проведение малых покупок до 100 тыс. рублей.
Распоряжение ограничивает исключительно объём каждой из таких процедур. Поэтому перед заказчиком представляется два варианта при совершении госзакупок до 100 тыс. рублей:
1. Закупки малого объема не должны превышать заданную сумму в 2 миллиона рублей
2. Закупки не должны составлять выше 5% комплексного объема закупок, недопустимо превышение 50 млн. рублей.
Составляя расчеты, следует обращать внимание на контракты, заключённые до начала периода, но оплаченные после наступления.
Случаи проведения закупок малого объема
• При покупках услуг или товаров, относящихся к обычным правам
• При оказании услуг по снабжающим отраслям, а также подключению
• Закупки товаров или услуг в экстремальных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, при возникновении потребности в неотложной медицинской помощи
• Всевозможные виды конкурсов, электронные биржи и аукционы.
Пример:
В предприятии произошла чрезвычайная ситуация. По истечению затяжного времени, закупщик заключает договор, ввиду чрезвычайной ситуации. Рассмотрим, будет ли это нарушением закона.
Заказчик может получить контракт госзакупки работ для устранения последствий аварии. Если клиент обратился с необходимостью выполнения срочных работ спустя продолжительное время, то эти действия будут считаться нарушением.
Закупки до 400 тыс. рублей
Такие контракты могут совершать исключительно суженый круг заказчиков, в их числе государственные и муниципальные учреждения, указывающие на национальный прогресс. Их задача направлена на использование и сохранение объектов культурного наследия:
1. Образовательные или культурные учреждения
2. Заповедники
3. Музеи, театры
4. Дома культуры
5. Библиотеки и архивы
6. Телевидение или радиовещание, которое финансируется государством
• Годовой объем цены закупки не должен превышать 50% объема без вычетов и расходов и не должен превышать 20 млн. рублей.
В области сельского хозяйства ограничений не предусмотрено. Такое исключение возникает вследствие единой нужды в производимых продуктах. В этом случае лот может превышать допустимую сумму.
Порядок осуществления закупки представляется набором исключений, при условиях которых разрешается малая закупка.
• Некоторые организации используют данный договор, как перспективу избежать тендеров. Применяя дробление договоров на большее количество контрактов, они делят одну дорогостоящую закупку на десятки малых. Подобные действия могут расцениваться как нарушения прав.
Штраф за нарушения
При выявлении нарушений в процедуре малой закупки, с заказчика взимается штраф, составляющий 30 тыс. рублей.
Следует отметить, что при должном соблюдении указанных правил и порядков, закупка малого объема будет представляться выгодным и высоко перспективным способом заключения договора.
Учёт закупок
Заказчик обязан вести журнал, регистрирующий заключённые договоры и прикладные требования, но не должен публиковать отчёты. Уже в конце указанного периода сформированные отчёты публикуются в ЕИС.
При составлении отчёта, необходимо присутствие графика закупок или план.
Вести учёт разрешается в письменном и цифровом формате, также разрешается использовать рабочие программы, отображающие полную документацию: планируемые, завершенные и проводимые соглашения.
Неконкурентный договор
Если конкурентная операция не состоялась, либо состоялась частично, заказчик обязывается совершить эту закупку.
Заказчик может проводить торги или конкурсы, если начальная закупка нарушает порядок (при исчерпании годовых лимитов).
Согласовывать несостоявшуюся сделку с надзорным органом не требуется (исключения: предложения в электронном формате).
Выбирая неконкурентный метод закупки, следует знать положительные и отрицательные стороны данного процесса.
Положительные стороны закупки у единственного поставщика
1. Риск нарушения процесса исполнения договора минимален
2. Заказчики заверено получают надёжного поставщика, потому что выбирает его сам, и вероятно знаком с ним
3. Поставщики заверено получают заказчика
4. Процедура выполняется комфортно и легко, не требует больших финансовых или трудовых затрат.
Отрицательные стороны
1. Отсутствие конкуренции сопровождается минимальным снижением цены
2. В связи с большим количеством правонарушений в данном способе, ФАС в частности следит за соблюдением законов. Этот вид закупки часто вызывает высокое внимание надзорных учреждений.
Порядок проверки надзорным органом
Заказчик должен уведомить соответствующие ведомства, не позднее одного дня после заключения контракта. Это уведомление передается в орган управления городского округа, которые владеют правом на осуществление контроля. При отправке данных нужно приложить следующую копию контракта с выбором обоснования.
Первостепенный распорядок проверки включает следующие шаги:
1. Уведомление рассматривается и оценивается учреждением. Производится проверка, касательно соблюдения норм.
2. Подготавливается докладной акт по итогам проверки
3. Если порядок законов соблюден, то обратная связь с заказчиком не происходит
4. При обнаружении нарушения, надзорные органы уведомляют заказчика об организации внеплановой проверки.
Изменения в закон 44-ФЗ
1. Увеличилась вероятность произвести закупку
Теперь, контракты малого объема допустимо заключать на сумму до 600 тыс. рублей, а не на 300 тыс., как было до этого. Также повысились процентные лимиты с 5% до 10%.
2. Обязательства по контракту основательно уменьшились
Заказчик больше не обязан обеспечивать обязательства, это входит в права самого клиента.
3. Появилось больше прав изменения начальных условий
Новации в договоре допустимо вносить не только в ценовой категории, но и в авансировании, с условием предусмотрения договором. Для подобного случая не требуется рассмотрение органов местного самоуправления или региона.
Электронный магазин по закупке малых объемов
В 2018 году деятельность начал электронный магазин, осуществляющий связь между заказчиками и поставщиками. В правилах сервиса указан перечень порядков плодотворного сотрудничества между ними.
К подобным биржам относится ЕАТ «Березка». Для доступа к торгам необходимо пройти регистрацию и предоставить нужную документацию.
Магазину доступна единая информационная система и региональные ресурсы.
Данный сервис основательно упрощает скупку малого объема и делает товары доступней, а также представляется посредником, благодаря которому поставщики могут найти работу, а заказчики – товар или услугу по выгодной цене.
Как происходит закупка в электронном формате
Уведомление на торговой площадке размещается госзаказчиком, в котором указаны требования и прикреплен исходный проект. Спустя один час оператор отбирает 5 предложений, соответствующих требованиям, исключая очевидные несоответствия между требованием и предложением, после чего распределяет по ценовой категории.
После этого в течение дня госзаказчик рассматривает высланные предложения и выбирает подходящее.
Принципы закупки работ, товаров, услуг
Заказчики руководствуются несколькими принципами при осуществлении договора:
1. Доступность информации о поставщике
2. Отсутствие необоснованных ограничений, справедливость, благоприятная репутация
3. Результативный расход средств, приобретение нужных товаров или услуг.
Стоит отметить, что для обеих сторон важно заключение контракта при соблюдении законов и порядков, иначе договор могут признать неправомерным.
Поставщику следует добросовестно исполнять предоставленные договоры и поддерживать репутацию. Это может помочь в карьере и привлечь новых заказчиков.